Минприрода хочет ужесточить ответственность за экологические нарушения при перевалке угля
В 2021 году Министерством природы разработан законопроект об ужесточении ответственности за нарушение экологических норм при перевалке угля в портах.
Законопроектом предлагается установить в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) штрафы в размере 100 000 – 200 000 руб. для стивидоров за невыполнение предписаний об устранении нарушений в области: охраны окружающей среды при перевалке, дроблении и сортировке угля в портах. Если компания дважды не выполняет предписание, штраф вырастает втрое – до 300 000 – 600 000 руб., кроме того, в таком случае ее деятельность может быть приостановлена сроком до 90 суток.
Но имеется проблема со стороны стивидоров, это борьба с грязной перевалкой угля (вплоть до запрета открытой перевалки). В связи с чем, Минтранс выпустил приказ, в котором разъяснил суть термина «закрытая перевалка угля»: ею предлагается считать перевалку с применением наилучших доступных технологий (НДТ), внесенных в справочник. Этим документом были закреплены требования НДТ, которыми стивидоры обязаны руководствоваться. В НТД входят требования такие как: наличие защитных экранов высотой до 25 м, систем водоподавления пыли (водяные пушки) и прочее.
Эксперты, отмечают то, что введение новых штрафов вряд ли серьезно отразится на ситуации с экологией в портах. Суммы штрафов для портов несущественны и вряд ли окажут значимое влияние на отрасль. Так же понятие «закрытая перевалка угля, соответствующая НДТ» в определенных случаях может некорректно толковаться природоохранными ведомствами и приводить к закрытию портов, а также фактически делает незаконной грейферную перевалку (перегрузка из железнодорожных вагонов на судно с помощью поворотных кранов), на которую приходится около 20% всей перевалки угля в России. На фоне дефицита перевалочных мощностей на востоке страны это может существенно ослабить позиции российских угольщиков при экспорте.
По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, законопроект «характеризуется высокими коррупционными рисками для незначительных нарушений». При этом приостановление деятельности терминалов в случае выдачи предписаний, которые невозможно устранить в короткий срок (например, требующих строительства объектов), по его мнению, может привести к масштабным потерям не только для стивидорных компаний, но и к невыполнению уже заключенных экспортных контрактов и проблемам для железнодорожников.